В феврале исполняется 80 лет с начала славного боевого пути легендарного партизана Мехти Гусейнзаде по прозвищу Михайло. О нем и других азербайджанцах-партизанах рассказывает исследователь Ильгам Аббасов.
Ильгам АББАСОВ – старший научный сотрудник Института философии и социологии НАНА, доктор философии, исследователь социологии войны. Многие годы И.Аббасов посвятил изучению истории движения Сопротивления. Тщательный анализ архивов Италии и Словении привел его к многим открытиям, а также помог опровергнуть некоторые устойчивые мифы.
Во время Второй мировой войны азербайджанцы участвовали в движении Сопротивления по всей Европе: от Польши до Голландии. Так, Мамед Мамедов стал Национальным героем Королевства Нидерланды. А в концлагере Бухенвальд одним из самых активных участников подпольной антифашистской организации был уроженец Ордубада Акпер Агаев по прозвищу Иван Спорт. Наши ребята воевали в Чехословакии, Польше, Франции, Голландии, Албании, Греции… Но самое активное участие азербайджанцев в партизанском движении наблюдалось на территории Югославии и Италии.
Одними из первых советских партизан в Европе были два брата, чьи имена итальянцы записали как Ташибяо и Насибяо Микай, погибшие осенью 1943 года в местечке Санта-Мария-Капуа-Ветере близ Неаполя. Информации о них крайне мало. Известно лишь, что они были уроженцами Азербайджана и братьями. Пока мы можем только догадываться, что на самом деле их звали, возможно, Тахмасиб и Насиб Микаиловы.
Есть такой примечательный факт. В честь советских партизан в Италии были названы три воинских (партизанских) соединения – Форе Мосулишвили, Яков Горев (Лука), а третьего после гибели записали как «Азур Американов». Я выяснил его настоящее имя и даже нашел родственников героя. Через 70 лет они от меня узнали, что их дядя погиб в Италии. Этого человека звали Ашур Амирханов, но итальянцы немного напутали с буквами.
Ашур Амирханов родился в 1912 году в Грузии, призвался на фронт в 1941-м. Попал в плен, перешел к партизанам и погиб 23 февраля 1945 года в бою за населенный пункт Беттола близ города Пьяченца.
Его звали Серафино
Был еще знаменитый герой итальянского Сопротивления Таир Исаев по прозвищу Серафино, уроженец Газаха. Он возглавлял целую роту итальянских партизан. После войны итальянцы активно искали Таира и нашли его. С 1967 года он часто ездил в Италию, у него там была семья, рос сын. Позже он приезжал на родину отца в Газах.
Газета «Правда» в 1968 году посвятила Таиру Исаеву целую полосу, а в 1974-м появился фильм о нем «Его звали Серафино».
В 2004 году в Италии вышла статья профессора Анджело Бендотти «Участие грузин в бергамском Сопротивлении», в материале говорилось о двух «грузинах» – Таире Исрафил оглу Исаеве и Насибе Абдуллаеве. Дело в том, что Таир Исаев некоторое время жил в грузинском Рустави…
Еще в 1973 году был снят фильм «Герой Италии Гасан Кямалов, капитано руссо».
Мне нередко приходилось убеждаться, как в старых ведомостях, публикациях путали имена героев, национальность, происхождение. Мансимов становился Максимовым, Велиханов – Великановым, Керимов – Кирилловым… Многое я «расшифровал», но немало еще осталось.
Был еще партизан Таги Алиев по прозвищу Толя, он же Иван Черный, друг Мехти Гусейнзаде. И на могиле написано: Анатолий Алиев.
Кто арестовал Муссолини?
Партизаном, с которого я начал интересоваться этой темой, был Вилаят Гусейнов. В учебнике истории говорится, что именно он арестовывал Муссолини.
Вилаят Гусейнов родился в Тертере, жил и работал в Кировабаде (Гянджа). Но после его гибели кто-то записал Вилаята уроженцем Кировограда (Луганская область) и до 1975 года В.Гусейнов считался украинцем.
Вилаят Гусейнов и Исмаил Ибрагимов погибли близ Пьяченцы в декабре 1944-го или в самом начале 1945 года. Им обоим итальянцы поставили мраморные обелиски. Правда, монумент В.Гусейнову сохранился, а место захоронения И.Ибрагимова потеряно.
Кстати, к аресту и расстрелу Бенито Муссолини Вилаят Гусейнов никакого отношения не имеет.
Путь Михайло
Мехти Гусейнзаде родился 22 декабря 1918 года в Баку. Его отец, Ганифа Гусейнов, был начальником бакинской милиции и скончался от ран в самом начале 1920-х. Спустя несколько лет умерла и мама. И Мехти с двумя сестрами взяла на воспитание биби – сестра отца, Санам ханым. Рассказывают, что Мехти был очень способным, еще в школе начал изучать немецкий язык. Потом учился в художественном училище, пытался поступить в ленинградскую Академию художеств. Не получилось, тогда он поступил в институт иностранных языков на отделение французского языка, но по семейным обстоятельствам перевелся в бакинский пединститут.
Когда началась война, Мехти был студентом третьего курса. Он сам пришел в военкомат и его отправили в военное училище. Там Мехти некоторое время учился с другим будущим героем итальянского Сопротивления – Мамедом Багировым. К слову, это – уникальная личность. После войны стал почетным гражданином города Пистойя в Тоскане и единственным из 6,5 тысяч советских партизан, воевавших в Италии, кто получал военную пенсию от итальянского государства. Однако повоевать вместе двум друзьям не довелось: из Баку Багирова направили в Телави, а Мехти перевели в Тбилисское военное пехотное училище.
Мехти был очень талантлив – рисовал, писал стихи, владел несколькими языками. Например, из Ленинграда писал домой письма по-французски. Там же изучал испанский, а после и итальянский. В Югославии он овладел словенским языком и заинтересовался местным фольклором. А по-немецки говорил так, что офицеры вермахта попадали под его обаяние.
В экстремальных условиях талантливый лингвист, художник, поэт Мехти Гусейнзаде стал выдающимся разведчиком-диверсантом.
Как становились партизанами
Путей было несколько, и самый обычный – когда во время боев военнослужащие попадали во вражеский плен. Их использовали на каких-то работах, из них формировали национальные легионы. Выбор простой: либо вступаешь в легион, либо пуля в лоб. Вступали в эти соединения и азербайджанцы в надежде после примкнуть к местным партизанам.
Мехти воевал в составе 223-й стрелковой дивизии и в августе 1942 года под Сталинградом тоже попал в плен. Практически с того самого момента начал подпольную работу против фашистов.
Да, части, сформированные из военнопленных, не отличались особой благонадежностью. При первой же возможности легионеры убивали нацистов и возвращались в советскую армию. Чтобы предотвратить подобные случаи, немцы перебрасывали легионеров в Европу – для борьбы с партизанским движением, которое ширилось на территории Греции, Италии, Югославии. Но и это не очень помогало: бывшие пленные отыскивали местных партизан и большими группами переходили на их сторону.
Так оказался среди партизан и Мехти Гусейнзаде. Возглавляемая им группа уничтожила свыше тысячи фашистов.
В Югославии
Партизанское движение на территории Италии и Югославии было очень масштабным. У партизан были самолеты, катера, корабли, пушки, захваченные у врага.
Партизанская армия Иосипа Броз Тито делилась на корпуса. На территории Словении воевало два корпуса – девятый и седьмой, и во всех служили азербайджанцы. Например, капитан советской армии Кадыр Искендеров возглавлял роту тяжелого вооружения в «Русской бригаде» – подразделении словенских партизан, составленного из бывших советских военнопленных.
Когда Мехти Гусейнзаде с Асадом Курбановым и Джавадом Хакимли перешли на сторону партизан, они тоже составили «Руску чету» – «Русский отряд», в котором, к слову сказать, ни одного этнического русского не было – только азербайджанцы и выходцы из Центральной Азии. В дальнейшем этот отряд включили в роту, возглавляемую лейтенантом Анатолием Дьяченко, получившим звание майора югославской народной армии. А Джавад Хакимли, имевший два военных образования и блестяще владевший немецким, у югославов стал капитаном и возглавил штаб ударной бригады.
Партизан Гусейнзаде
Версии почему Мехти получил прозвище Михайло разнятся: в честь погибшего товарища, в честь местного жителя, который помог партизанам… Но иной раз достаточно было одной первой буквы имени, чтобы Новруз превратился в Николая. Поэтому скорее всего Мехти стал Михайло именно на основании схожести имен.
Партизанская деятельность Мехти фактически длилась с февраля по ноябрь 1944 года. Но за эти девять месяцев он сделал очень много: взрывал вражеские эшелоны с вооружением, гаражи, склады с горючим. Интересная история произошла с взрывом кинотеатра в Опичине, в котором нацисты собрались для просмотра комедии. 2 апреля 1944 года Мехти, перекрашенный в блондина и одетый в унтер-офицерскую форму, вместе с товарищем незаметно пронес взрывчатку в кинозал и через некоторое время после начала сеанса вышел – мол, этот фильм я уже видел. Спустя мгновение кинотеатр взлетел на воздух. Однако Мехти не покинул место происшествия: он подсчитывал погибших и раненых, помогал немцам выносить тех, кого еще можно было спасти. Да, выдержки и самообладания ему было не занимать!
Сообщается, что в результате того взрыва погибли 80 немецких солдат, 60 тяжело ранены, 200 отделались легкими ранениями. И подобных подвигов за Мехти значится немало. За ним трудно было угнаться: если 2 апреля был взорван кинотеатр в Триесте, то уже через два дня Мехти оказывался в 120 километрах оттуда, в городе Пула, где располагалась итальянская военно-морская база. А в те времена преодолеть 120 км человеку, которого искали войсковая разведка, гестапо, итальянская военная полиция и прочие, было очень непросто.
Поначалу фашисты не знали, кто все это творит, но нашелся предатель, который передал фашистам портрет Михайло, и были распространены листовки с описанием внешности партизана.
По прозвищу Пьетто
Некоторые подвиги приписываются Михайло ошибочно – например, освобождение пленных из военной тюрьмы в итальянском городе Удине. На самом деле это сделал другой азербайджанец – Али Бабаев по прозвищу Пьетто. А его другом и соратником был Микеле Моска (Михаил Москва), которого на самом деле звали Орудж Алиев, предположительно из Шамкирского района. О нем пока почти ничего неизвестно, есть лишь фотография в итальянском архиве: стоит парень с пулеметом и подпись «Russo patrioto – azerbaigiane Michele»…
Гибель героя
Разыскивали Мехти очень активно – и немцы, и итальянцы. За его голову давали 400 тысяч рейхсмарок. Бешеные по тем временам деньги, можно было 40 автомобилей Mercedes-Benz купить. Но поиски долгое время были настолько безуспешными, что Михайло считали заговоренным. Он с легкостью уходил из многочисленных засад. Однако в начале ноября 1944 года Мехти попал в окружение, из которого не смог выбраться. Получил несколько пулевых ранений, дополз до ручья и там застрелился, чтобы не попасть в руки врага.
Думаю, гибель Мехти была не результатом предательства, как предполагают некоторые, а трагической случайностью. Его соратник Энвер Мамедов после гибели Мехти вернулся к партизанам и стал помощником Шамиля Урьянова – командира третьей роты. Рискуя собственной жизнью, они сумели выкрасть с территории, подконтрольной немцам, тело Михайло и похоронили его поближе к штабу. Сейчас эта дорога на такси по удобному шоссе занимает около получаса. Представить трудно, каково это было в 1944 году – зимой, на телеге, под угрозой провала столь опасной операции. Однако это было нужно, чтобы фашисты не использовали мертвого Мехти в пропагандистских целях: дескать, попался-таки неуловимый Михайло!
16 ноября (по другим данным – 19-го) в память о нем состоялся митинг скорби. Некролог о Мехти был опубликован в партизанской газете. Кстати, он единственный из всех погибших в Словении советских партизан удостоился такой чести.
Друзья и соратники
Энвер Мамедов после гибели Шамиля Урьянова возглавил третью роту. Скончался в мае 1979 года.
Джавад Хакимли, начальник штаба бригады численностью в несколько тысяч человек, лично принимал участие в освобождении Триеста, был ранен. Благодаря ему осенью 1946 года родственники Михайло узнали о его трагической судьбе. Джавад Хакимли умер в феврале 2006 года. Похоронен в Хырдалане.
Кадыр Искендеров – командир роты тяжелого вооружения. Был удостоен ряда боевых наград.
Таги Алиев (Толя, Иван Черный) входил в диверсионную группу Мехти. В апреле 1945 года попал в засаду казаков, примкнувших к фашистам: услышал русскую речь и вышел к ним. Был подвергнут жестоким пыткам и погиб, никого не выдав.
Рза Оруджев, друг Мехти, был награжден орденом «За храбрость» в генеральном штабе югославской народной армии в Белграде за участие в движении Сопротивления Югославии. Такая награда была лишь у двоих азербайджанцев – Микаила Кулибекова и Рзы Оруджева.
На территории Югославии сражались 8 тысяч советских партизан, но звание Героя Советского Союза получил только Мехти Гусейнзаде. И он же единственный, кто мог бы получить звание Народного героя Югославии, однако испортились взаимоотношения Сталина и Иосипа Броз Тито. А сейчас уже и государства Югославия нет. Более того, по моему мнению, Мехти – герой и итальянского Сопротивления, поскольку сражался он и в районе города Триест, а сейчас это территория Италии.
Героизм потомков
Героизм азербайджанских воинов – потомков легендарных партизан – вошел в историю Карабахских войн.
Микаил Джебраилов, сын заменитого Ахмедии Джебраилова, погиб 15 декабря 1990 года, посмертно ему было присвоено звание Национального героя Азербайджана.
Внук Мамеда Багирова – Мурад Эфендиев – был тяжело ранен в бою при Суговушане.
Я установил еще по крайней мере шестерых участников Карабахских войн, которые взяли себе прозвище «Михайло» в честь Мехти Гусейнзаде. Из них два Национальных героя, погибших в начале 1990-х, – Мехти Аббасов и Тофик Гусейнов.
Образ Мехти вдохновлял нынешних героев на борьбу с современным фашизмом – армянскими оккупантами.
kaspiy.az
Comments are closed.