В мифологии многих народов имеется образ священного дерева – так называемого древа жизни. Это один из древнейших символов в мифологии народов мира, интерпретация которого отражала также их исторические судьбы.


Он представляет собой наиболее древний архетип коллективного бессознательного человечества о некоем канале между мирами, подпитывающем все живое на земле энергией жизни.

В фольклоре, мифах и художественной литературе упоминаются различные деревья жизни, часто связанные с бессмертием и плодородием.

Египетская мифология
В египетской мифологии и в эннеаде Гелиополиса первой парой являются Исида и Осирис (помимо Шу и Тефнут, а также Геб и Нут). Считалось, что они произошли от акациевого дерева Иусат, которое египтяне считали деревом жизни.
Египетское священное дерево, сикомор, «стоит на пороге жизни и смерти, связывая два мира».

Скандинавская мифология
В скандинавской мифологии известен Иггдрасиль, Мировое Древо, массивное дерево (иногда — ясень или тис), с ним связано множество мифов. В германо-скандинавской мифологии яблоки из корзины Идунн обеспечивают богам бессмертие.

Кельтская мифология
В кельтской культуре Древо Жизни часто представлено ветвями, поднимающимися вверх, и корнями, уходящими глубоко в землю. Это представление веры друидов о связи между небом и землей.

Тюркская мифология
Алтайские тюрки считают, что благодаря Древу жизни происходит круговорот жизни в мире.
В языке крымских татар древо жизни имеет название «омюр агъач». Для крымских татар символ древа также связан с жизнью рода и благополучия.

Китайская мифология
В китайской мифологии изображение Дерево жизни включает в себя феникса и дракона; дракон представляет бессмертие.

В Исламе, как и в других авраамистических религиях также имеется символ древа – и оно также называется древом вечной жизни. Это то самое дерево, к плодам которого Всевышний запретил Адаму приближаться. Как известно, язык Корана, как и других Писаний монотеизма – это язык символов, в которых зашифрованы секреты мироздания.

Интересная расшифровка символа запретного дерева содержится в комментарии к Корану, переданном от 11-го Имама Пречистого Семейства Пророка (с).
Приводится от Имама Аскари (a), что «древо знания» – есть «дерево Мухаммада и рода Мухаммада, мир им, через которое выделил их Аллах из всех творений, и дерево это — только для Мухаммада и рода Мухаммада, и не вкушает с него (плодов) по повелению Аллаха никто, кроме них».


Иисус (а), упоминая в Нагорной проповеди о различении истинных пророков и лжецов, говорит: «по плодам их узнаете их». В свою очередь, Откровение от Иоанна упоминает древо жизни, «двенадцать раз приносящее плоды» (22:2). То есть, пророка, который придёт после Иисуса — Пророка Мухаммада (ДБАР), мы узнаем по 12-ти плодам — Имамам.
Анализируя шифры Библии, американский исследователь библейско-мусульманских параллелей Томас Мак Эльвейн утверждает, что и в расшифровке оригинала Ветхового Завета на арамейском, находим инициалы Имамов (А) скрытые в словосочетании «древо жизни».

Не случайно также, что во многих языках мира слово «древо» также часто используется в словосочетании с родом или семьей – «семейное древо», «родовое древо».
Таким образом, в случае с «древом жизни и познания», язык Писаний и толкований, переданных от Имамов указывают на символ рода Пророка (Ахль аль-Бейта), обладающего особой, никому не доступной благостью Всевышнего («и не вкушает с него (плодов) по повелению Аллаха никто, кроме них») и награжденной особым высоким положением перед Господом.
Раскрывая символический смысл рассказа об Адаме и древе знания Мак Эльвейн отмечает:

«В притче противопоставляются два способа вынесения вердикта о сущности добра и зла: древо познания добра и зла (попытка самостоятельно прийти к выводу) и древо жизни (познание добра и зла с помощью назначенных Богом руководителей — от Пророков до Имамов)».

Первый – это путь магических, инициатических учений, символизированный в наущениях Иблиса Адаму самостоятельно вкусить плоды запретного древа. Второй – это путь последователей Пророков и их наместников, пророческая традиция духовного совершенства.
Итак, «древо жизни» является универсальным символом человечества со времени начала творения. Однако, в коллективном бессознательном каждого народа он ассоциируется с одним из двух указанных выше путей достижения знания и вечной жизни.

Каким же «древо жизни» предстает в наиболее древних мифах Азербайджанцев?


В азербайджанской версии древнетюрксого эпоса «Деде Горгуд» в главе, описывающей героические подвиги сына Газан хана Уруза есть момент, когда герой, обращается к дереву с мольбой о жизни:

Şahi-Mərdanın Düldülünün əyəri ağac!
Zülfiqarın qınıyla qəbzəsi ağac!
Şah Həsənlə Hüseynün beşiği ağac!

Русский перевод:

От тебя седло Дульдуля, (коня) царя мужей Али, о древо!
От тебя ножны и рукоятка (меча) Зульфикар, о древо!
От тебя колыбель царей Хасана и Хусейна, о древо!

Понятно, что тут обращение не к конкретному дереву, на котором враги собираются повесить его, а к некоему символу, дарующему жизнь.
В сознании Уруз бея, как и его соплеменников, это дерево ассоциируется с именами Имамов Пророческого рода – рукоятью и ножнами Зульфикара – легендарного меча Имама Али; седлом его коня Дульдуля; колыбелью Имамов Хасана и Хусейна.

Таким образом идея дерева, его первообраз, древний архетип древа жизни в мифологическом сознании прото-азербайджанцев был именно древом высокого положения (седло), силы ( рукоять и ножны меча) и родословной (колыбель) Имамов Пророческого рода. Отсюда и избранный путь азербайджанского этноса – путь духовного совершенства, приверженности ценностям и принципам Ахлуль-Бейта.

Э.Гаджизаде.

Comments are closed.